Что такое литературная любовь

"Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же"
Теренций

Любовь в ее различных проявлениях на протяжении всей истории человечества являлась наиболее распространенной темой произведений искусства. Попробуем проиллюстрировать виды любви на примере всем известных личностей и литературных героев.

1. ЛЮБОВЬ-ФИЛИА. Это глубокая духовная близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Испытывая такую любовь, люди чувствуют себя счастливыми настолько, что им никто не нужен, кроме друг друга и общего дела, обеспечивающего постоянный приток новых впечатлений на фоне глубокого взаимопонимания. Наиболее ярко Филиа проявляется, если выражена у обоих партнеров.

Например, супруги Мария и Пьер Кюри, ученые-физики. Можно предположить, что они относились, условно, как и в остальных примерах), к типам: Аналитик и Новатор. Кюри целиком и полностью посвятили себя общей цели - служению науке и нашли друг в друге все необходимое для счастья. Их отношения были полны уважения и постоянного интереса друг к другу, так как строились на интеллектуальной близости. Можно предположить, что им недоставало эмоционального и чувственного дополнения. Но Филиа может смириться с этим. Для нее главное - взаимопонимание и общность интересов.

Что такое литературная любовь2. ЛЮБОВЬ-АГАПЭ. Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшно время и расстояние. Чувственная сторона жизни может быть принесена в жертву далекому идеалу. Даже когда люди вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств. При этом общность занятий и увлечений не так важна, как сходство во взглядах на жизнь. Эта любовь терпелива; она способна ждать взаимности долго и верить в нее даже при минимальных шансах.

Такова любовь Оноре де Бальзака и Эвелины Ганской, типов - Наставник. Несмотря на то, что у них, как и у супругов Кюри, тоже одинаковая форма любви. Их длительная возвышенная любовь, выдержавшая долгие разлуки, была нелегкой, с душевными кризисами и потрясениями. Это чувство сохранялось так долго благодаря своей устойчивой форме и расстоянию, столь благотворному для этого вида любви. По этой же причине после сближения они разочаровались друг в друге.

Гротескный образ этой любви создал Н. Гоголь в романе "Мертвые души" - это Маниловы, тождественные по типу. Их типы - идеалисты Лирики, обладающие незаурядным талантом гармонизатора. Все свое дипломатическое мастерство и жертвенность любви Агапэ, они сосредоточили друг на друге. Их взаимный идеализм и способность строить воздушные замки не изменил им даже в старости.

3. ЛЮБОВЬ-МАНИА. Чувство - слепое, романтическое, очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и того, на кого оно направлено. Это, как и Викториа, властное чувство, но власть проявляется не столько в физическом обладании партнером, сколько пытается подчинить его эмоции. Физическая измена здесь не так страшна, как измена в чувствах, эмоциональное предпочтение другого партнера. Ревность в такого рода любви наиболее драматична, охлаждение в чувствах любимого человека переносится тяжело, может привести к убийству или самоубийству, так как эта любовь становится сверхценностью, подчиняя себе человека полностью. Она порождает большинство трагедий.

Такова любовь Анны Карениной и Вронского, имеющих социотипы - Наставник. Их бурные, всепоглощающие и драматические чувства, которые они проявляли друг к другу и ради которых шли на любые жертвы, не выдержали испытания временем. Их положение усугубилось тем, что тождественные отношения хороши лишь до тех пор, пока люди несут друг другу новую информацию.

У Вронского с Анной в конце концов накопилась усталость от бурных эмоций, столь привлекавших вначале обоих высоким накалом. Через некоторое время наступил голод по новой информации, которую они уже не могли дать друг другу. При разрыве Анна теряла намного больше, чем Вронский, так как она поставила на карту все: семью, ребенка, положение в обществе. Лишившись всего и не получив взамен ничего, кроме крушения иллюзий, Анна Каренина покончила с собой. Любовь подчинила ее и погубила.

Точно такой же исход постиг героя известного рассказа Куприна "Гранатовый браслет", принадлежащего к этому же типу личности, который ради своей любви тоже все поставил на карту, даже совершил преступление - растрату государственных денег, чтобы сделать подарок любимой женщине. Без взаимности с ее стороны жизнь потеряла для него смысл, и он решился на самоубийство.

В результате такой любви-сверхценности погибли герои Шекспира Ромео и Джульетта (типы - Наставник). Чаще такой исход принимает любовь-Маниа в сочетании с идеалистичной Агапэ. Но бывают и менее драматичные развязки в такой любви.

Например, другой известный всем случай - любовь Жорж Санд и Мюссе (оба - Наставники). Они измучили друг друга своей страстной и противоречивой любовью, прекратить которую им было трудно, так велика была ее власть над ними, но в конце концов они все же расстались.

4. ЛЮБОВЬ-СТОРГЭ. Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, полные нежности и простой, глубоко человечной любви к партнеру, полной сочувствия и снисхождения к недостаткам. Эта любовь раскрепощающая, когда каждый может быть самим собой и душой и телом; когда любят человека просто за то, что он есть. Единственное, чего она не прощает - это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней - внимание друг к другу даже в мелочах.

Ярко изображена любовь-Сторгэ у Наташи Ростовой в романе Л. Толстого "Война и мир". В этом примере речь идет о дуальной любви. Ее мужу - Пьеру Безухову (тип Критик) свойственна любовь-Прагма. Дополняющие виды любви - Викториа у Наташи и Агапэ у Пьера придают их чувствам своеобразные оттенки, которые находятся в гармоничном сочетании. Властность Наташи (предположительно, тип Политик) и собственническая сторона ее любви, проявились в беззаветной любви к мужу, который полностью подчинился ее мягкой власти. Любовь Пьера дополняется его возвышенной жертвенностью и благодарностью за стабильность семейного счастья.

Это необходимо его любви-Прагме, которая частью утрачивает свою рассудочность из-за примеси чувства типа Агапэ. Пьеру трудно разобраться в своих чувствах, но полюбив, он склонен идеализировать объект своих чувств. Он любит Наташу тем больше, чем больше она заботится о крепкой семье без лишних мудрствований и духовных исканий, предоставив все это мужу. В их отношениях нет эмоционального накала: они естественны, надежны и постоянны, что характерно для сочетания "Сторгэ-Прагма".

Сходное сочетание такого типа дуальной любви Толстой изобразил и у другой счастливой пары: Николая Ростова (Управляющий) и Марьи Болконской (Гуманист). Любовь-Прагма у Николая выражается в более жесткой форме, чем у Пьера Безухова - на нее накладывает отпечаток суровый характер типа личности Управляющий. В свою очередь, у Марьи Болконской больше, чем у Наташи Ростовой выражен духовный компонент отношений, так как у нее любовь-Сторгэ дополняется типом любви-дружбы Филиа. Поэтому Марья не стремится, подобно Наташе, владеть мужем как собственностью, а ведет постоянную воспитательную работу, смягчая его суровость.

Таким образом, одни и те же формы любви проявляются у разных типов личности по разному. На них сказываются как типные особенности, так и сочетание преобладающей формы эмоционального отношения с дополнительной.

Старосветские помещики - Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович (оба, предположительно, Гуманисты, тип отношений - Сторгэ) , также очень внимательны друг к другу, как и пара Маниловых, но в их чувствах меньше идеализма, зато больше неподдельной искренности. Они обрели свое счастье, так как оба соответствовали высоким моральным требованиям любви - Сторгэ: верность, такт, обоюдная забота, предупредительность. Их отношения просты и естественны, без элементов игры и пафоса, присущих чете Маниловых.

5. ЛЮБОВЬ-ПРАГМА. Ее принято называть рассудочной любовью. Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу и несет в себе разрушительные тенденции, человек быстро излечивается от нее. Как правило тот, у кого выражена любовь-Прагма не склонен вспоминать, переживать и долго анализировать долго свою неудачу. То, что не рационально, отбрасывается.

Так, Пьер Безухов в своем первом браке с красавицей Элен Курагиной, не встретив взаимности с ее стороны, быстро охладел и без труда вычеркнул ее из своего сердца. Избегая пересудов в обществе, он долго поддерживал видимость этого брака, не пытаясь его расторгнуть. При этом он предоставил жене свободу в выборе занятий и развлечений. При этом Пьер не переживал из-за ее измен. Она для него как бы не существовала.

Любовь-Прагма - это не обязательно брак по расчету, тем более материальному. Это просто выбор, а еще точнее - способность уживаться с партнером, который отвечает не отвлеченным, а вполне житейским требованиям нормальной семейной жизни - спокойной и налаженной в бытовом отношении. В противном случае наступает разочарование и охлаждение. Человеку с такой формы любви необходимо постоянство в отношениях и стабильность. Подходящий партнер становится его любимым приобретением, о котором он заботится, как хороший хозяин.

Такова любовь Николая Ростова у Л.Н. Толстого. Хорошо изобразил ее и Сомерсет Моэм в романе "Театр" на примере дуальной пары - актрисы Джулии и ее мужа и режисера - Майкла. Джулия (Политик) любила Майкла спокойной семейной любовью-Сторгэ, а Майкл - Критик, отвечал ей трезвой, рассудочной любовью-Прагма. Они видели недостатки друг друга и относились к ним снисходительно. Даже незначительные увлечения на стороне, не отражались на прочности их союза. Когда Джулия сильно увлеклась Томом, у нее хватило такта скрыть это от мужа и не травмировать его. Гроза пронеслась мимо, не затронув их семейного благополучия.

6. ЛЮБОВЬ-АНАЛИТА. Самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которым сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера, питавшие чувства в начале любви. Те, у кого форма любви-Аналита склонны в первый период влюбленности наделять партнера желаемыми, но часто иллюзорными достоинствами, отсутствие которых при более близком рассмотрении может охладить это чувство.

Требования к партнеру такая форма любви может предъявлять порой очень своеобразны. Любимый человек так много "должен", а еще больше "не должен", что не разочароваться в нем со временем бывает очень трудно. Брак может быть сохранен, если основан на чувстве долга, но отношения могут сложиться весьма прохладные.

Литература о любви

Любовь бывает разной: страстной и спокойной, к детям, животным или Родине, счастливой и неразделенной. Соответственно, и книги о любви - это не только сценарии к мыльным операм, с поцелуями, слезами и потерянными детьми. Поверьте, даже если вы с презрением относитесь к «любовным романам», это не значит, что кроме детективов и «Плейбоя» вам читать нечего.

Задумывались ли вы о том, что, как и современные подростки, когда-то так же вздыхали под луной и страдали еще неизвестные писатели, поэты, художники. И как страдали! Томились, вызывали соперников на дуэль, похищали дам своего сердца и осыпали их цветами. Но самое главное (для нас) то, что все эти переживания выливались в слова, ноты, краски… И создавались шедевры мирового искусства. Поэтому почти все гениальные произведения в области литературы, по большому счету, - о любви.

Словом, о любви читать нужно. Но не эти «мыльные» романчики, коими заполнены прилавки уличных торговцев, а книги умные, вечные и просто хорошие. Возьму на себя смелость порекомендовать вам пятнадцать очень хороших и нужных для кругозора и души книг. В комментариях можете посоветовать другие книги, которые произвели на вас впечатление.

1. «Кама-сутра». Это древнеиндийский трактат о любви и сексуальности женщины и мужчины. Если вы думаете, что «Кама-сутра» - это только описание сотни поз, то вы ошибаетесь. Это энциклопедия чувственности человека.

2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Этот роман вобрал в себя все лучшее из богатейшего творческого опыта писателя. Переведенный на все основные языки мира, роман является (согласно некоторым исследованиям) самым читаемым произведением, написанным русским автором. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр,- роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. И все же, основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит от их любви. Любовь возвышает человека над миром.

3. В. Шекспир «Отелло». Ну, это из школьной программы, вы, наверняка, если не читали само произведение классика английской литературы, то слышали много намеков (аллюзий) к нему. История о том, к каким последствиям может привести неконтролируемая ревность.

4. Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы» - о любви к жизни. Автогонщик Клэрфе, приехавший в Швейцарию, чтобы навестить старого друга, увозит из туберкулезного санатория смертельно больную пациентку Лилиан. Зная, что ей осталось жить совсем немного, она мечтает провести остаток дней ярко и необычно... Это - любовь на грани обреченности. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

5. Дж. Боккаччо «Декамерон». Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми. Запершись в доме одного из них от холеры, которая свирепствовала в городе, эти люди пытаются забыться, рассказывая по очереди истории, самые разные. Талантливо и не без тонкой иронии изображена картина времени и нравов, осмеивающая и потешающаяся над хитростями и уловками искателей любовных приключений и недалекостью поборников клерикальной морали.

6. Х. К.Андерсен «Русалочка». Любовь между королевой и садовником, актрисой и сторожем, русалочкой и человеком редко бывает счастливой. Для юных читателей уточняю, что сказка «Русалочка» вовсе не о подводной красавице Ариэль и ее друзьях рыбке и крабе, а о русалке, полюбившей человека и отдавшей свой прекрасный голос за возможность получить человеческие ноги. Очень грустная история, в детстве я над ней плакала навзрыд.

7. Дж. Фаулз «Коллекционер». Любовь бывает разной, по-разному выражается и приводит к разным последствиям - часто к смерти и преступлению. Это классика, я бы сказала, психологического триллера. Держит в напряжении и заставляет задуматься о том, что даже самый страшный и однозначно преступный поступок можно оправдать и понять с точки зрения его совершившего. Немного запутанно написала, но я не хочу рассказывать сюжет. Просто поверьте - этот роман оставляет сильное впечатление!

8. А.Б.Стендаль «Красное и черное». Роман «Красное и черное» - это трагическая история жизненного пути Жюльена Сореля, мечтающего о славе Наполеона. Делая карьеру, Жюльен следовал своему холодному, расчетливому уму, но в глубине души всегда был в бесконечном споре с самим собой, в борьбе между честолюбием и честью… Обратите внимание на сюжетную линию, повествующую о его романе с женщиной, которая старше его.

9. Вл. Набоков «Лолита». О любви взрослого мужчины к девочке-подростку, т.н. «нимфетке». Написано от лица этого самого мужчины, очень подробно, откровенно и впечатляюще.

10. В. Сорокин «Тридцатая любовь Марины». Современный, в чем-то скандальный автор говорит о любви между женщинами, девушками, девочками с детальным описанием поступков и чувств простым языком. Окончание неожиданное, оставляющее сильное чувство недоумения. Роман интересный и в какой-то степени полезный и женщинам, и мужчинам.

11. И. Волкова «Девушка с приветом». Ирина Волкова - современная писательница, ее книги для женщин и о женщинах, но они очень светлые и совсем не слащавые, не слезливые. Рекомендованный роман меня покорил своей нежностью и объемностью образов.

12. Б.Шоу «Пигмалион». Эта пьеса - просто Клондайк умных мыслей, идей и юмора. Название обращается к имени мифического скульптора, который вылепил такую красивую девушку, что влюбился в нее и оживил. В пьесе, конечно, никого не оживляют, а просто «лепят» из простой провинциальной девчонки настоящую леди. Что из этого вышло, почитайте сами.

13. Я. Вишневский «Одиночество в сети». «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» - таков лейтмотив европейского бестселлера Я.Вишневского. Герои «Одиночества в сети» встречаются в интернет-чатах, обмениваются эротическими фантазиями, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча…

14. П. Коэльо «Одиннадцать минут». Самый откровенный, самый натуралистический и самый скандальный из романов Пауло Коэльо. Это история о проститутке по имени Мария. Именно ей, профессиональной жрице любви, предстоит выразить сомнения и размышления автора о проблеме, которая давно уже назрела в современном обществе, но о которой никто еще не решается говорить открыто. Как и во всех других книгах Коэльо, в «Одиннадцати минутах» каждый читатель найдет отклик на собственные, важные именно для него вопросы. Но так же, как и в других произведениях, он не получит на них готовых ответов.

15. П. Штамм «Агнес». Герой романа, молодой писатель из Швейцарии, приезжает в Чикаго собирать материал для новой книги, и знакомится с девушкой по имени Агнес, которая увлеченно занимается математикой. Любовь неожиданно меняет его жизнь: забросив работу, он по просьбе Агнес пишет о ней рассказ. Постепенно разрастающаяся в его компьютере история начинает жить своей жизнью, вымысел и реальность переплетаются, и так счастливо начинавшаяся история приходит к трагическому концу.

***

Читайте еще статьи в разделе: Полезные любовные советы для женщин

Copyright 2011-2024 г. Романтический сайт о любви "За Любовь!" oloveza.ru.
Копировать материалы можно только с активной ссылкой на этот сайт

Работает на Amiro CMS - Free