Свадебные традиции и обряды

В былые времена русская свадьба была не просто набором стандартных традиций, выполняемых с целью соблюдения последовательности празднования. Свадьба в России состояла из множества разных ритуалов и обычаев, большинство из которых не дошли до нашего времени. Однако, сегодня популярность старых обычаев и правил празднования русской свадьбы постепенно возвращаются, и все больше молодых людей, готовящихся к бракосочетанию, стараются соблюсти все традиции, предусмотренные предками. Поэтому следует знать значение всех обычаев, ритуалов и традиций свадеб в России, чтобы максимально точно выполнить их и сделать будущую семейную жизнь максимально счастливой и обеспеченной.

Отличия старорусской свадьбы от современной

Раньше люди совершенно по-другому относились к свадебным обычаям. Не существовало строго спланированных сценариев и последовательности действий, выполняемых молодоженами, их родней и приглашенными. К числу наиболее важных обрядов Свадебные традиции и обряды в Россиисвадьбы в России относилось сватовство, сватовской сговор, девичье плаканье, церемония венчания, долгожданная брачная ночь, а также богатое и многолюдное застолье в честь свадьбы. Каждый из обрядов был наполнен особым смыслом и имел огромное значение.

Сватанье предусматривало обсуждение родней потенциальных молодых возможности бракосочетания. Девичник существовал не для последнего веселья невесты и прощания со своей свободой, а для подготовки девичьей психики к семейной жизни, совершению перехода от девушки к женщине. Венчание являлось не красивым дополнением регистрации брака, а юридическим и церковным актом заключения брака, без которого отношения между мужчиной и женщиной считались позорными. Брачная ночь, практически утратившая актуальность сегодня, поскольку подвыпившие жених с невестой после прощания с гостями, как правило, валяться с ног и засыпают непробудным сном, раньше выступала физическим скреплением брака и семейных отношений. В это время пир, являющийся сегодня необходимым атрибутом подтверждения состоятельности молодоженов или их родителей, раньше выступал подтверждением одобрения создающейся семьи общественностью.

Каждая семья, планирующая выдать замуж или женить молодого человека, очень ответственно относилась к соблюдению последовательности этих ритуалов. Если же не было возможности провести все ритуалы или их осознанно пропускали, свадьба считалась несостоявшейся или незавершенной.

Если ритуалы соблюдались обязательно, некоторые обряды, сопровождающие русскую свадьбу, могли опускаться. Так, если молодые люди, собирающиеся пожениться, жили в одной деревне или городе, смотрины не устраивались, так как молодые люди были давно знакомы и неоднократно встречались до решения вступить в брак. Если же будущие муж и жена жили в разных населенных пунктах, родители обязательно устраивали смотрины, чтобы побольше узнать о семье потенциальных родственников. Также мог не проводится обряд сговора, поскольку часто родители молодоженов жили недалеко друг от друга, были знакомы на протяжении многих лет, а также ранее уже обсуждали возможность подобного брака. В этом случае сговор проводился во время сватовства для экономии времени.

***

Существовали и региональные обычаи, различные для разных областей России. Так, на севере страны существовал специфический обряд, предусматривающий необходимость посещения невестой баньки перед вступлением в брак. Считали, что подобным образом девушка расстается с юностью и настраивается на семейную жизнь. На юге страны принято было подавать свадебный каравай. А невесты из Пскова с сопровождением должны были «перехватывать» свиту жениха по пути в церковь и возлагать к ногам будущего мужа цветы из бумаги. Однако, в большинстве российских регионов парень с родней и гостями заходил в дом суженной и забирал ее в церковь.

Персонажи свадьбы

Свадебный обряд предусматривал участи множества различных персонажей. Они имели разную иерархию, а также главные обязанности. Виновниками торжества считали молодоженов, выполнявших весьма пассивную роль. Молодая должна всячески демонстрировать благодарность матери и отцу, давшим ей жизнь и обеспечившим счастливое будущее. При этом она обязывалась публично показывать негативное отношение как к самому жениху, так и ко всей его родне. Молодой должен был опекать жену на свадьбе и всеми способами доказывать свое расположение к ней и почет. Далее по свадебной иерархии шли отец и мать жениха и невесты, родственники. После них предусматривалось целое множество свадебных чинов, начиная от дружки и заканчивая каравайницами.

Иерархия свадебных чинов

Самыми важными особами на русской свадьбе после молодых и их родни считался распорядитель (управляющий) свадьбы, представленный стороной молодого, дружка. Распорядитель свадьбы следил, чтобы не нарушалось соблюдение главных правил, веселил публику разными шутками и традиционными поговорками, а также отгонял от процессии нечистую силу.

Значение свадебных нарядов

На свадьбе огромное значение придавали одежде, а также разным украшениям. Особые требования выставлялись к наряду невесты, обязанной менять платья на протяжении празднования свадьбы. Это символизировало внутренние изменения девушки, постепенно становящейся женщиной и принимающей обязанности жены. При выполнении «плакального» ритуала невеста должна была быть в черных одеждах с таким же головным платком, закрывающим лицо. В день свадьбы невеста выглядела нарядной, и выглядеть роскошнее всех приглашенных гостей. После церемонии молодая также наряжалась в красивое платье и применяла традиционный головной убор.

Будущим мужьям следовало одевать к шапке специальных платок с вышивкой, называемый ширинкой, а также украшать голову цветком и шляпной ленточкой. На плечи или на пояс сватов крепилось специальное подвязное полотенце. В качестве украшения также выступали нарядные красные перчатки. Дружка обязательно должна была постоянно держать в руках кнут. Он требовался ей для призыва и управления свадебными играми, конкурсами, плачами и танцами.

Основные ритуалы свадебной церемонии

Первым необходимым ритуалом выступало сватанье. Было принято пораньше женить своих чад, поэтому выбором удачных кандидатур обычно занимались родители. Часто молодожены даже не знали друг о друге до свадьбы. Перед отправлением сватов сзывался семейный сбор, на который сзывались все близкие и крестные. Хорошей партией для жениха считалась хозяйственная девушка, ловко справляющаяся с домашними заботами, уважающая старших, имеющая скромный характер, но при этом не лишенная собственного достоинства. Особенно хорошими считались невесты, происходящие из почитаемой семьи, пользующейся авторитетом и уважением односельчан на протяжении лет или столетий. В процессе сватовства обсуждали множество важных вопросов, насчет приданого, суммы, предоставляемой родителями жениха на проведение свадьбы, количества гостей, приглашенных от обеих сторон, а также подарков.

За сватаньем приходил черед смотрин и поглядов. Сразу шли погляды, когда родственники девушки приезжали для оценки материальной обеспеченности потенциального жениха. Им показывали все достатки, проводили экскурсию по хозяйству и имеющимся ценностям. Если родне невесты нравилась обеспеченность жениха, они приглашали его родню на смотрины, а если нет – погляды заканчивались прощанием и возвращением гостей домой. Смотрины являлись визитом отца, матери и близких жениха к молодой, где и случалось первое знакомство молодоженов. Молодица наряжалась в парадное платье и выходила в центр избы, чтобы предстать перед будущей родней во всей красе. Если же невесте не подходил парень, она могла просто переодеться в домашнюю одежду, что символизировало отказ. Впрочем, чаще всего вечер завершался большим застольем с хмельными напитками, привезенными родней жениха.

Следующим этапом выступал сговор. Его также называли рукобитьем. Родня молодых собиралась для обсуждения разных нюансов организации свадьбы. Матери перевязывали руки будущих мужа и жены, выражая свое благословение подобного бракосочетания. С этих пор отказаться от свадьбы было уже невозможно. Если же по каким-то причинам свадьба срывалась, виноватая сторона обязывалась возместить пострадавшей стороне все расходы, а также вернуть своеобразную компенсацию за испорченную репутацию. Также в процессе сговора договаривались о проведении каравайного обряда, предусматривающего выпекание традиционных караваев, украшенных растительными и прочими фигурками, подаваемых в процессе другого ритуала «княжьего стола».

С момента окончания сговора у девушки начинался девичник, продолжающийся до момента венчания. Девушка должна была расстаться с юностью, убиваясь, горюя и оплакивая свою молодость. Вторым названием девичника раньше выступало слово «плаканье». Девушка непременно должна была грустить и плакать в кругу подруг. Иногда будущая новобрачная шла в сопровождении подруг по городу с бумажными цветами или наряженной елочкой. Волосы ее должны были быть распущенными, что символизировало готовность к супружеской жизни и обязанностям жены. Ленты из кос невесты распределялись между незамужними подругами, мечтающими поскорее найти супругов.

Наряду с девичником, проводился и молодечник, направленный на прощание будущего мужа с жизнью холостяка. Этот праздник проводился либо накануне венчание, либо утром, непосредственно перед проведением венчания. На молодечники приглашались родственники и хорошие знакомые женихов, раздавались разные угощения и пелись веселые песни. Окончанием молодечника выступал выезд жениха за суженной для проведения венчания.

Далее приходило время венчального поезда. Молодой с дружкой направлялся к дому невесты, выбирая самые ровные дороги для удачной семейной жизни. Односельчане сооружали разные преграды этой процессии, требуя выкуп. Рассчитывался с подобными вымогателями вином, выпечку, орехи и сладости. У избы невесты молодого также ждало множество препятствий, организованных ее подругами, также требующими выкупа. Достигнув цели, молодой повторно выкупал невесту у ее родни, после чего будущие супруги на разных повозках направлялись в церковь.

Следующим ритуалом выступало венчание. Перед прибытием процессии к церкви расстилали белоснежную скатерть и осыпали зерном, чтобы семья жила достаточно и безбедно. Невеста клала в обувь соль, подкладывала в одежду хлеб или крепила клочки шерсти к наряду, чтобы семейная жизнь была счастливой и долгой. В церкви брачующимся на голову ставили брачные венцы и читали множество ритуальных молитв для богатства, плодовитости, крепости союза и так далее. Брак регистрировался в специальной метрической книге, а молодожены обменивались кольцами.

После венчания наступала брачная ночь. Молодых в дом жениха проводил дружка, а постель стелили свашки. Под кровать принято было класть поленья и кочергу. Также свашки обходили ложе молодых с веточкой можжевельника. После эта ветка являлась защитой от нечисти, а поленья являлись символом будущих деток.

Утром гости приходили будить молодых, а также проверяли порядочность девушки. Если она до брака сохраняла девственность, простыня вывешивалась в красном углу избы, а свадебная процессия ездила по городу с «помеченной» рубашки модой. Если же девушка оказалась «испорченной», ей надевали на шею веревку, отцу наливали пиво в дырявый стакан и всячески унижали мать.

После праздничной ночи следовал обряд окручивания молодой. Ей расплетали косу и делали на ее месте несколько кос, обкручиваемых вокруг головы. На косы замужней женщине одевался кокошник. При этом обязательно должна была присутствовать родня жениха, дружка и свашки.

Окончанием свадебной церемонии являлись хлебнины. Жених с родней приезжал в дом жены, где ее мать должна была угостить зятя блинами (яичница). Отношение зятя к порядочности невесты выражалось стороной, с которой он начинал есть угощение. Если он кусал блин сбоку, невеста оказалась девственницей, а если со средины, ее мать слышала упреки и насмешки. 

***

Читайте также наши статьи: Как организовать свадьбу

Подписаться!

Copyright 2011-2025 г. Романтический сайт о любви "За Любовь!"
Копировать материалы можно только с активной ссылкой на этот сайт

Политика конфиденциальности | Служба поддержки |

Работает на Amiro CMS - Free